Почему детский лепет развивает речь?

27 января 2017

Blog Image

Кого-то раздражает «сюсюканье» взрослых с малышом, кто-то считает, что такое общение вредит развитию ребенка. Однако исследования показали, что «детский» стиль речи на самом деле полезен для развития малыша.

Доктор Кэтрин Лэнг, исследователь в области психологии и нейробиологии в университете Дьюка, Северная Каролина, США, объясняет как детский лепет помогает детям начать изучать язык.

Первые языковые навыки детей начинаются не с заучивания слов на слух, а с восприятия ритма и интонации речевого потока, то есть изменений между высокой и низкой частотой, ритмом и громкостью слогов в речи. Родители часто преувеличивают эти составные части речи, общаясь со своими новорожденными детьми,что очень важно для раннего обучения языку.

Тем не менее, скептики снисходительно относятся к детскому лепету в исполнении взрослых и не считают это хорошим стартом для становления речи ребенка.

Как дети учатся?

Процесс обучения ребенка начинается еще до его рождения. В третьем триместре беременности, когда слух ребенка достаточно развит, интонации материнской речи уже воспринимаются им. Чтобы понять как малыш слышит свою маму, представьте, что вы в бассейне: трудно разобрать отдельные звуки, но и ритмы, и интонации понятны. Это имеет важное влияние на изучение языка.

Когда ребенок рождается, у него уже есть предпочтения в языке. Младенец способен определить «родную» речь по интонации. К примеру, восприятие французского и русского языка сильно отличается. В них интонационные упоры делаются на разные части слова и предложения, так что ритм этих двух языков звучит по-разному. Уже на четвертый день после рождения младенцы способны использовать полученную еще в утробе информацию, чтобы отличать родной язык от незнакомого другого языка.

Интонация очень важна для развития речи малышей в первые месяцы жизни. Взрослые, как правило, говорят с младенцами, используя специальный речевой регистр, который можно назвать «материнский язык». Он обычно характеризуется более высоким тоном, по сравнению с обычной речью, с широкими, преувеличенными изменениями интонации.

Исследования показали, что младенцы отдают предпочтение «материнскому языку», а не обычной «взрослой» речи. К примеру, если мама говорит слово «ребенок» гипертрофированным голосом нараспев, то это дольше удерживает внимание малыша, чем то же слово обычным голосом. Слова, произнесенные нараспев выделяются малышом из общего потока речи. Это также помогает настроиться малышу на небольшую часть огромного языкового потока, что делает обработку речи более выполнимой задачей.

«Детский лепет», как правило, произносятся в более медленном темпе и ключевые слова очень часто появляются в конце фразы.

Например, предложение «ты видишь собачку?» предпочтительнее предложению «собачка ест косточку». Дети легче выучат слово «собачка», когда оно стоит в конце фразы. По этим же причинам слова, отделенные от общего потока легче для детского восприятия.

Повторение слов также полезно в начале речевого обучения детей. Первые слова ребенка, как правило, те, которые он чаще всего слышал. И произносит их малыш с меньшим числом ошибок.

Кроме того, легко усваиваются ребенком редуплицированные слова, то есть слова, которые содержат повторения, такие как «гав гав» или «кря кря». Это типичный детский лепет, и, как уже известно, он имеет преимущество в раннем обучении ребенка. Даже новорожденные дети показывают более сильную активность мозга, когда слышат слова, которые содержат редупликацию.

Статья переведена специально для программы СМСмаме, оригинал статьи Why baby talk is GOOD for children: Speaking 'motherese' helps them develop language skills much fasterwww.dailymail.co.uk

< Вернуться к списку